ПОГОДА

Служба содействия семейному устройству


Служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом».



В состав службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей входят следующие специалисты:








   На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» при ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» создана служба подготовки и сопровождения замещающих семей, являющаяся структурным подразделением детского дома.

   Во исполнение важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761, постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей", в целях совершенствования деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, подведомственных Комитету образования и науки Волгоградской области, привлечения их к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служба подготовки и сопровождения замещающих семей реорганизована в «Службу содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей".

   В своей деятельности служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Волгоградской области, а также Положением о службе содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей» утвержденным директором учреждения 01.04. 2015г и иными локальными актами детского дома.





   Предметом деятельности службы является предоставление государственных услуг по содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, организуемой органами опеки и попечительства и сопровождение замещающих семей. Работа в службе строится на основе плана работы детского дома.


Основными задачами службы являются:


  • •Подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для его успешной социализации, образования и развития;
  • •Содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика утраты детьми родительского попечения;
  • •Оказание комплексной психолого-медико-педагогической, правовой и иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей включая детей, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • •Организация комплексного сопровождения замещающих семей.

   Службой создана система психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия и преодоление проблемных ситуаций в замещающих семьях; на повышение психолого-педагогической, юридической и медицинской компетентности замещающих родителей, полноценное развитие и становление личности ребенка по семи основным направлениям:

  • •Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3-7 лет в обществе;
  • •Подготовка ребенка к устройству в приемную семью;
  • •Школа принимающих родителей;
  • •Дополнительный курс занятий для граждан, желающих взять на воспитание в свою семью новорожденного ребенка по программе «Я родился!»;
  • •Родительский класс по направлению «Активная поддержка приемных родителей в их родительской роли» по программе «Навстречу друг другу»;
  • •Клуб замещающих семей «Надежда»;
  • •Наставничество положительного опыта воспитания приемного ребенка для вновь образовавшихся замещающих семей.

       Работа по семи направлениям ведется по особой технологии, имя которой: «Модель работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей». Реализация разработанной технологии начинается с адаптации и социализации воспитанников нашего учреждения.


    Модель работы службы




       Службой содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей реализуются следующие программы:


    Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3-7 лет в обществе


         Программа «Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3-7 лет в обществе» направлена на подготовку воспитанников к изменяющимся условиям окружающей среды и самостоятельной жизни в современном обществе. Программа рассчитана на 6 месяцев, от 16 до 24 занятий по 15-30 минут, 1 раз в неделю. Состоит из 9 блоков, которые формируют у детей практические навыки, умения и знания о семье, о семейных правилах и традициях.


    Школа принимающих родителей


       С 2011 года в ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по утвержденной Приказом Министерством образования и науки Волгоградской области №908, программе «Школа принимающих родителей». Задачами подготовки кандидатов являются: выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания ребенка; помощь в определении своей готовности к приему ребенка в свою семью и осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка; ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей, правами и обязанностями принимающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

         Главной особенностью Школы принимающих родителей Камышинского детского является то, что сотрудничество по подготовке кандидатов проводится со всей семьей, а именно отцы вовлекаются в курс подготовки, а затем и воспитание приемного ребенка. За четыре года Школа принимающих родителей подготовила 273 человека, желающего взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В дополнение к утвержденному плану подготовка кандидатов осуществляется по направлению «Активная поддержка родителей» с использованием в учебном процессе модели «Родительская пирамида», которая способствует более позитивной и полноценной социально-психологической реабилитации ребенка в приемной семье, помогает провести анализ и найти выход из самой сложной ситуации в вопросах воспитания ребенка через их проигрывание в группе.


           В работе с группой кандидатов используются новые интерактивные формы и методы обучения граждан: работа в парах и малых группах, ролевые игры, «Микрофон», «Круг идей»; метод проектов, семейных расстановок, «Аквариум», «Дерево решений» и «Метод пресс».

             Особое место в подготовке родителей занимает цикл практических занятий по отработке навыков бесконфликтного взаимодействия с приемным ребенком. Исходя из того, что игра -



               это основа всех взаимоотношений с приемным ребенком, разработан ряд интегрированных практических занятий для кандидатов и воспитанников детского дома «Я учусь играть с ребенком».

                 Практическая подготовка помогает сблизить приемных родителей и детей, оставшихся без попечения родителей из нашего детского дома; оказывает помощь в выборе условного родителя для ребенка, и соответственно потенциального родителя для воспитанника в будущем. Такие встречи формируют доверительное отношение ко взрослому человеку, открытое и дружеское общение в процессе игры, устанавливающие коммуникативные связи с будущим приемным родителем. Так, за 2015 год, обученные принимающие родители взяли на воспитание в свои семьи 13 детей, оставшихся без попечения родителей; из них под опеку - 6, в кровные семьи возвращено – 3 ребенка, усыновлено - 4 ребенка.

                   Всего, с момента открытия детского дома, на воспитание в семьи передано 178 воспитанников.

                Дополнительный курс занятий для граждан, желающих взять на воспитание в свою семью новорожденного ребенка по программе «Я родился!»


                     С каждым годом растет число выпускников Школы принимающих родителей, желающих взять на воспитание именно новорожденных детей. В поддержку молодой замещающей семьи, не имеющей опыта родительства, разработан дополнительный курс занятий по программе «Я родился!». Это комплекс психолого-педагогической и медицинской консультативной и практической помощи в вопросах ухода и воспитания детей от 0 до 1 года.


                       Школа принимающих родителей помогает устанавливать социальные контакты, чтобы и после завершения курса занятий между ними сохранялись взаимодействие и взаимопомощь, плавно переходя в новую форму сотрудничества с детским домом - комплексное сопровождение замещающих семей: консультативная психологическая, педагогическая, юридическая и медицинская помощь замещающим семьям г.Камышин.

                    Родительский класс по направлению «Активная поддержка приемных родителей в их родительской роли» по программе «Навстречу друг другу»



                         Воспитание ребенка – это нелегкий труд, а воспитание приемного ребенка – нелегкий вдвойне. Не всем под силу эта родительская ноша. Поэтому, специалисты службы сопровождения не оставляют приемных родителей наедине с семейными проблемами, а всячески оказывают им помощь в установлении гармоничных детско-родительских взаимоотношений. С целью профилактики вторичного сиротства, в рамках сопровождения замещающих семей, организован родительский класс по программе «Навстречу друг другу». Здесь родители повышают психолого-педагогическую грамотность в вопросах воспитания приемных детей, осознавая социальные роли принимающего родителя. Корректируются родительские установки в восприятии приемного ребенка и его воспитании, его индивидуальных особенностей; анализируются проблемные ситуации и вырабатываются практические навыки детско-родительских отношений в каждой конкретной ситуации через их проигрывание, предотвращая возврат ребенка в социальное учреждени.

                      Дополнительный курс занятий для граждан, желающих взять на воспитание в свою семью новорожденного ребенка по программе «Я родился!»


                          С каждым годом растет число выпускников Школы принимающих родителей, желающих взять на воспитание именно новорожденных детей. В поддержку молодой замещающей семьи, не имеющей опыта родительства, разработан дополнительный курс занятий по программе «Я родился!». Это комплекс психолого-педагогической и медицинской консультативной и практической помощи в вопросах ухода и воспитания детей от 0 до 1 года.

                         Школа принимающих родителей помогает устанавливать социальные контакты, чтобы и после завершения курса занятий между ними сохранялись взаимодействие и взаимопомощь, плавно переходя в новую форму сотрудничества с детским домом - комплексное сопровождение замещающих семей: консультативная психологическая, педагогическая, юридическая и медицинская помощь замещающим семьям г.Камышина.



                      Родительский класс по направлению «Активная поддержка приемных родителей в их родительской роли» по программе «Навстречу друг другу»


                         Воспитание ребенка – это нелегкий труд, а воспитание приемного ребенка – нелегкий вдвойне. Не всем под силу эта родительская ноша. Поэтому, специалисты Камышинского детского дома не оставляют приемных родителей наедине с семейными проблемами, а всячески оказывают им помощь в установлении гармоничных детско-родительских взаимоотношений. С целью профилактики вторичного сиротства, в рамках сопровождения замещающих семей, организован родительский класс по программе «Навстречу друг другу». Здесь родители повышают психолого-педагогическую грамотность в вопросах воспитания приемных детей, осознавая социальные роли принимающего родителя. Корректируются родительские установки в восприятии приемного ребенка и его воспитании, его индивидуальных особенностей; анализируются проблемные ситуации и вырабатываются практические навыки детско-родительских отношений в каждой конкретной ситуации через их проигрывание, предотвращая возврат ребенка в социальное учреждение.



                      Клуб замещающих семей «Надежда»


                          В рамках сопровождения приемных родителей, при Камышинском детском доме, работает Клуб замещающих семей «Надежда». Для участников Клуба организуются и проводятся фестивали и ассамблеи замещающих семей; обучающие семинары, тренинги, дискуссии, тематические вечера и мастер-классы. Замещающие родители приглашаются на заседания круглого стола; проводятся консультационные дни открытых дверей с участием специалистов детского дома: психолога, юриста, социального педагога, врача-педиатра.

                          Возрождая культуру родного края и народные традиции для участников Клуба «Надежда» организовываются встречи с Камышинским Семейным центром мастерства и ремесел под руководством мастера России Елены Вернидубовой. В основе таких встреч лежит воспитание ребенка через игру и народную игрушку. Совместная деятельность объединяет детей и родителей, развивает творческие способности, интерес к культуре своего народа, эстетический вкус и бережное отношение к народным традициям. Свои работы дети отправляют на областные и всероссийские конкурсы художественного и декоративно-прикладного творчества. За 2015 год более 20 детей стали победителями таких конкурсов по Российской Федерации, 10 приемных детей по Южному Федеральному округу и 5 семей-участников победителями областных конкурсов.

                          Клубная работа способствует развитию детско-родительского творчества через участие в фестивалях и ассамблеях замещающих семей. Так, пройдя отборочный зональный тур на базе Камышинского детского дома, самая творческая замещающая семья Дроненко стала победителем областного конкурса «Ассамблея замещающих семей - 2015». Комитет образования и науки Волгоградской области по итогам финала областного конкурса направил Камышинскую семью Дроненко в г.Москва на Всероссийский конкурс художественного творчества «Ассамблея замещающих семей».



                      Наставничество положительного опыта воспитания приемного ребенка для вновь образовавшихся замещающих семей


                         Есть семьи, столкнувшиеся с проблемами, связанными с адаптацией и социализацией ребенка в новой семьей, отказом или возвратом «трудного» малыша. В целях профилактики вторичного сиротства, нашим педагогическим коллективом принято решение расширить технологию социально-психологического сопровождения замещающих семей через практику наставничества положительного опыта в замещающих семьях. Сегодня для нас это новый опыт. Есть трудности и ряд открытых вопросов. Но, за короткий промежуток времени видны и положительные стороны наставничества. Замещающие родители, имея общие проблемы в вопросах воспитания детей, стали помогать друг другу. И наставничество постепенно набирает обороты. Раньше было трудно найти семьи, которые делились бы своим опытом воспитания. Сегодня ситуация в корне меняется, родители просят найти им наставника с момента принятия ребенка в свою семью. Таких семей пока восемь, которые делятся опытом семейного воспитания с родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Консультирование стало актуальным среди этих семей и через электронное общение на странице «Камышинский Клуб замещающих семей». Здесь же можно получить консультацию квалифицированного специалиста детского дома.

                         На базе детского дома функционирует «Библиотека для родителей», которую может посетить любой приемный родитель, кандидат в принимающие родители и их дети.



                         Психологическая служба проводит работу по реинтеграции воспитанников в кровные семьи. Всего передано в кровную семью 22 воспитанника из детского дома.

                         Службой содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей организованно и ведется электронное консультирование замещающих родителей на электронной странице социальной сети «Одноклассники» «Камышинский Клуб замещающих семей». Такое общение особенно актуально для родителей, взявших на воспитание в семью новорожденного ребенка, т.к. можно получить консультационную помощь квалифицированного специалиста, не выходя из дома. Для работающих родителей, испытывающих трудности в воспитании приемного ребенка – это возможность получить срочную квалифицированную консультационную помощь в вопросах детско-родительских взаимоотношений.

                         Школа принимающих родителей также работает по направлению «Активная поддержка родителей». В курс занятий включена модель «Родительская пирамида», которая помогает замещающим родителям пошагово выстраивать детско-родительские взаимоотношения с приемным ребенком и поддерживает их в родительской роли.